Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет

15.03.2024

Средний дошкольный возраст - очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка. В следующем году ему предстоит открыть для себя увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! В старшей группе начнётся подготовка ребенка к новому этапу в его жизни-подготовка к школе, а от ее успешности будет зависеть очень многое, начиная от успеваемости и заканчивая успешной социализацией вашего малыша в новом, незнакомом коллективе. Ведь именно овладение чтением и письмом, которое так затруднительно при нарушениях в речевом развитии, -та основа, на которой строится весь процесс обучения. Вот почему так важно уже сейчас прислушаться к речи вашего малыша.

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

  • словарный запас,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • речевой слух.

Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то, как это свойство можно выразить словом.

Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам годаназваниям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать.

Грамматический строй речи. Уделите особое внимание ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это -ухо, а это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья-не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук. Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим и поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны чем буквы. Буква — это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.

Конечно, правильная речь — это не самое важное в жизни. Но подумайте, если у ребенка беден словарный запас, речь изобилует аграмматизмами, предложения состоят из 2-3 слов, и он не умеет выделять из речевого потока отдельные звуки, легко ли ему будет заниматься и играть в следующем году, когда программа усложнится? Легко ли ему будет овладеть грамотой? Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочному письму.

Упражнения для развития связной речи.

Работа над связной речью предполагает обучение детей длительному речевому высказыванию и реализуется через ряд игровых упражнений. Детям легче воспринимать учебный материал через игру. 
     Вот некоторые игры, которые направлены на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи.

 Игра «Почемучка»

 Цель: научить пользоваться союзом «потому что».

 Дети спрашивают. Вы отвечаете на вопросы детей, использую союз «потому что».

 Вы спрашиваете детей, требуя употребление данного союза.
Образцы вопросов: почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему надо быть внимательными на занятиях?

Игра: «Сравни и расскажи»

Цель: учить детей находить отличительные детали предмета, сравнивать два предмета.

Детям раздаются отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей.

Вы просите сравнить две юбки (два фартука, двое брюк и т. д.) Сказать, чем они отличаются.

Образцы ответов: Эта юбка красная, сшита из шелка. А это синяя юбка, сшита из ситца, с голубым карманом.

Игра: «Четвёртый лишний»

Цель: учить классифицировать предмет по характерному признаку или назначению.

Дети определяют, какая картинка лишняя и почему.

Игра: «Один – много»

Цель: упражняться в составлении простых предложений. Закреплять знания о повадках диких животных, названия их детёнышей.

Игра: «Угощение Маши»

Цель: упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.

Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т.д.
Аналогичную игру можно проводить при знакомстве с темами: «Домашние животные», «Домашние птицы».

Игра: «Что забыл нарисовать художник?»

Цель: упражняться в употреблении существительных в Родительном падеже.

Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватает отдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т.д.) Дети должны назвать, чего не хватает.   

Игра «Правда – неправда»

Цель: Нахождение в тексте слов или фраз, не подходящих по смыслу, замена их подходящими.Хочу такой сайт

Вы читаете стихотворение, дети говорят, что в нём правда, а что нет.
Тёплая зима сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу,

Летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей

«Га – га – га, пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Игра «Кто больше?»

Цель: учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.
Примерные слова:

Лиса – лисонька, кумушка, лисичка-сестричка, лисица, Патрикеевна…
Малыш – малютка, карапуз, кроха, ребёнок…

Метель – метелица, вьюга, буран, пурга…

Влажный – мокрый, сырой…

Красивый – прекрасный, замечательный, хороший…
       Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цель: Нахождение слов, противоположных по значению. Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребёнок называет антоним.

Примерные слова: чистый, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лёгкий, старый.

Игра «Что это?»

Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.
Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.

Ствол, ветки, сучья, листья – дерево
Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.

 Игра «Что лишнее?»

Цель: найти в ряду слово, не подходящее по смыслу, но созвучное с остальными.
Примерные слова:

Гусь, гусеница, гусиное.

Больной, большой, больница.

Баран, баранка, бараний.

Дождик, дождливый, дожидаться.

Море, морковь, моряк.

Выяснить, почему данное слово лишнее.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.03.2024

Дата обновления: 18.03.2024

Дата публикации: 15.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».