Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей»
15.11.2024
Экологическое
воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам
природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и
действенный аспекты.
Взрослый
должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как
общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти
отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста
активно приобщать ребенка к миру природы.
Задача
взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых
впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства
исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть
в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость
ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека
не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем возрасте. И
как это ни печально, но человек не редко теряет гармоническую связь с природой
ещё в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни.
Как
это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут
же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы
рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же следует панический
возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного,
весёлого мира ребёнок видит перед собой серый асфальт.
Поэтому
так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и
восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и
любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Недостаток
конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов) ведёт к эмоциональной и духовной
бедности, к неумению выразить своё отношение к миру природы.
Исключительно
важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес
к природе, к жизни растений и животных, к
явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный
мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Взрослые вводят малыша в этот прекрасный мир
природы, раскрывают перед ним его тайны и законы, воспитывают правильное
отношение к природе, потребность в её познании. Очень важно постоянно
показывать интерес к природе, её объектам и явлениям, желание познавать их;
своим поведением доказывать, что не утрачена способность удивляться и
радоваться зелёной травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнышку, ветру, снегу.
Под
влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие,
огорчение, ребенок учится определенным образом относится к травке, цветочку,
сломанному дереву, голодному животному.
Какие
методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего,
постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями,
объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми
действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью,
просмотром телепередач.
Процесс
приобщения маленького ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой
форме, эмоционально, вызывать радостное, весёлое настроение, удивление от
узнавания и от первых успехов. В детском саду и семье следует позаботиться о
создании природной развивающей среды; по возможности иметь живой уголок с
комнатными растениями, животными, подобрать игры на природоведческую тему,
книги, игрушки. Ребенка важно приблизить к естественной природной среде. Такое регулярное
общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и
представления, чем самые интересные книжки, картинки. Большое значение имеет
атмосфера любви, гуманного отношения к природе в семье.
Первый
результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в
чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии
природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно
необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении,
готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать малыша к богатому и
разнообразному миру природы необходимо, прежде всего, через его чувства,
затрагивая сердце и душу ребенка. Приобщение к миру природы детей раннего
возраста является первой, начальной ступенью в системе непрерывного
экологического образования.
Наиболее
близки для детей комнатные растения. Интерес к растениям проявляется у ребенка чаще
всего, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с
малышом.
Комнатные
растения очень разнообразны: они различаются по внешнему виду стеблей, листьев,
цветков, их окраске, форме, величине. В каждом своя красота и неповторимость. Особенно
красиво цветущее растение. Яркие, привлекательные растения способны вызвать и
удержать ещё неустойчивое внимание малыша. При этом нужно обращать внимание на
состояние растений при уходе за ними: «Растение красивое, потому что мы его
поливаем». Надо помочь ребенку увидеть, а затем по возможности понять, как
жизнь растения зависит от воды, тепла, света. Приобщаясь к зелёному миру на
окне, ребенок постепенно учится отличать здоровое, красивое растение от слабого,
бледного, которое нуждается в «лечении».
Когда
ребенок научится понимать состояние растений, он будет «сочувствовать» им,
помогать, проявлять заботу. Важно вместе с ребенком чаще подходить к растениям
и каждый раз удивляться, восхищаться их красотой.
Итак,
знакомство маленького ребенка с зелёным царством дома формирует первые
эстетические представления о жизни «зелёных друзей», способствует развитию
наблюдательности, интереса, воспитывает бережное отношение к растениям.
Животные
привлекают внимание ребенка своей подвижностью, издаваемыми звуками и другими
интересными проявлениями. Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт.
Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что
это живые существа. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм,
движений. Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило, радость,
оживление, удивление.
Взрослые
не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и
внимательно. Необходимо предупреждать у детей любые проявления бессердечного обращения
к животным, черствости, жестокости.
Необходимо
помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным.
Ребенок ещё не знает, как правильно общаться с животными, может нанести ему и
себе вред.
Основы
заботливого отношения к животным у маленьких детей закладываются при
организации систематических длительных контактов и общения с ними. Постепенно
во время коротких живых наблюдений ребенок научится замечать особенности живых
объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с животными,
растениями. Это тонкое движение души ребенка, с этого зарождается чувство
ответственности за всё живое. У ребенка есть целый мир- «мир за окном». Он притягивает
к себе, зачаровывает малыша. Однако большинство изменений в мире природы
человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в
непосредственном контакте с природой. Выходя на прогулку, родители и педагоги
должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой,
многообразный мир. Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми
органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков,
движений, запахов.
Это
и формирует первый сенсорный опыт ребенка, основу для его интеллектуального
развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на
всю жизнь.
Обогатить
ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений,
проявлять наблюдательность, беречь и заботиться об
окружающей
природе – вот благородная задача взрослых.
Учите
детей любить природу, через личный пример и ваш ребенок вырастит добрым, чутким
человеком!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.11.2024
Дата обновления: 14.11.2024
Дата публикации: 15.11.2024