Условия для музыкального развития ребенка в семье.
17.11.2024
«Условия для музыкального развития
ребенка в семье»
Во всем мире признано, что лучшие условия для
развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального,
создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные
учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны
помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка.
Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно
развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у
них положительное к ней отношение.
Родители
должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в
семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный
культурный уровень.
Музыкальное
воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий,
которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи,
ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с
уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта,
часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую
взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное
удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное
образование, развить их способности.
В некоторых
семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими
задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них
отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в
основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его
родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности для
применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие,
исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность).
В семье,
серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в
музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные
впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется
музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в
профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная
запись). Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на
музыкальных инструментах.
Ребенок без
специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на
фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть
музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка).
Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют
подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь
игрушки, предназначенные только для забавы.
Реже всего в
семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей
профессиональных музыкантов.
Однако
способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр -
напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь
колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских
музыкальных инструментах.
Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном
дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте.
Большинство
же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.
Таким
образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок
посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее
развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.
Педагог в
своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на
различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное
окружение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.11.2024
Дата обновления: 17.11.2024
Дата публикации: 17.11.2024