Игра звуками, как форма импровизации.

16.04.2025

«Игра звуками, как форма импровизации»

         Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками.

  Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, поёт скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться её услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекают не только малышей.

  Каждый знает, какого цвета небо, солнце, огонь... А как ночь звучит? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух светлячков», «танец травинок», «марш муравьев»? Кажется невероятным, но можем, и легко.
         Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться - и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, а в бумажном шелесте целую сказку, рассказанную простым бумажным листком.
         Что касается часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот, с их точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью инструмента, то здесь можно только посоветовать услышать разницу между тем, когда ребенок просто шумит, и когда он пытается сыграть собственную музыку.
         Мы не можем и не имеем права ожидать от детей мелодий, произведений, похожих на музыкальные шедевры. У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на неё лишь в незначительной степени распространяются наши представления о прекрасном. У неё есть главный смысл - прикладной, она помогает детям изучать и исследовать мир, а также формировать свое к нему отношение средствами музыкально-творческой игры.

Как показывает учебно-творческая практика, для того чтобы импровизировать в звуках, не надо ничего специально знать и специально уметь. Педагогу очень важно начать с понимания, что импровизация есть акт самовыражения.
         В самом начале импровизационные действия детей осторожны и несовершенны, они лишь приспосабливаются к инструменту, движению и их приспосабливают к себе, интуитивно пытаясь соединить внешнее и своё внутреннее. Ребёнок как бы задает себе множество вопросов и отвечает на них практически: «Что за штука такая зачем она мне? Звенит! А если изо всех сил? Кто-нибудь заметит, как я умею звенеть?» В этой серьёзной для себя игре ребенок приобретает навыки творческого общения с простейшими элементами музыкального языка.
         Подводя итог, можно сказать, что игры звуками, являясь первичной формой импровизации, базируются на нескольких фундаментальных принципах. Среди них наиболее важными кажутся следующие три:
         1. формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создает фундамент для творчества;
         2. коллективно-распределительный материал характер элементарной
импровизации, позволяющей принимать в ней участие каждому;
         3. простота и доступность.
         Поиск, свободные образные ассоциации и свободное комбинирование составляют механизм детской импровизации.

 Хочу такой сайт

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.04.2025

Дата обновления: 16.04.2025

Дата публикации: 16.04.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».