Игра звуками, как форма импровизации.
16.04.2025
«Игра звуками, как форма импровизации»
Одной
из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного
познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются
игры звуками.
Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и
они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь,
таинственно шуршат листья под ногами, поёт скрипка. И каждый звук может стать
музыкой. Надо только постараться её услышать. Нам, взрослым, только кажется,
что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре.
На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную
жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных
карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекают не только малышей.
Каждый знает, какого цвета небо, солнце, огонь... А как
ночь звучит? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим
звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она
певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть
«разговор двух светлячков», «танец травинок», «марш муравьев»? Кажется
невероятным, но можем, и легко.
Даже
совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их
фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного
металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные
колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой
расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только
прислушаться - и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать
незатейливую песенку дождика, а в бумажном шелесте целую сказку, рассказанную
простым бумажным листком.
Что
касается часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот,
с их точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью
инструмента, то здесь можно только посоветовать услышать разницу между тем,
когда ребенок просто шумит, и когда он пытается сыграть собственную музыку.
Мы
не можем и не имеем права ожидать от детей мелодий, произведений, похожих на
музыкальные шедевры. У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже
сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на неё лишь в незначительной степени
распространяются наши представления о прекрасном. У неё есть главный смысл -
прикладной, она помогает детям изучать и исследовать мир, а также формировать
свое к нему отношение средствами музыкально-творческой игры.
Как показывает учебно-творческая практика,
для того чтобы импровизировать в звуках, не надо ничего специально знать и
специально уметь. Педагогу очень важно начать с понимания, что импровизация
есть акт самовыражения.
В
самом начале импровизационные действия детей осторожны и несовершенны, они лишь
приспосабливаются к инструменту, движению и их приспосабливают к себе,
интуитивно пытаясь соединить внешнее и своё внутреннее. Ребёнок как бы задает
себе множество вопросов и отвечает на них практически: «Что за штука такая
зачем она мне? Звенит! А если изо всех сил? Кто-нибудь заметит, как я умею
звенеть?» В этой серьёзной для себя игре ребенок приобретает навыки творческого
общения с простейшими элементами музыкального языка.
Подводя
итог, можно сказать, что игры звуками, являясь первичной формой импровизации,
базируются на нескольких фундаментальных принципах. Среди них наиболее важными
кажутся следующие три:
1.
формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создает фундамент для
творчества;
2.
коллективно-распределительный материал характер элементарной
импровизации, позволяющей принимать в ней участие
каждому;
3.
простота и доступность.
Поиск,
свободные образные ассоциации и свободное комбинирование составляют механизм
детской импровизации.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.04.2025
Дата обновления: 16.04.2025
Дата публикации: 16.04.2025