ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ.
22.05.2025
С восприятия и познания красоты
начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Эмоциональная
же культура в свою очередь стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над
смыслом тех или иных нравственных критериев. Таким образом, эмоции и мышление
тесно связаны между собой.
И.П. Павлов писал, что «… главный импульс
для деятельности коры полушарий головного мозга идёт из подкорки. Если
исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы».
Под влиянием музыкальных впечатлений
начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием,
которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить. Музыка создаёт
благодатный фон для общения детей и родителей. Дети и взрослые становятся ближе
и понятней друг другу. Слушание музыки не только помогает воспитанию чуткости,
поэтического видения мира, но и развивает решительность, мужество, уверенность
в себе, способствует духовному развитию детей.
Дошкольный возраст в педагогике и
психологии рассматривается как самоценный, важнейший в развитии человека период
жизни, заполненный существенными физиологическими, психологическими и
социальными изменениями, который в большинстве случаев переживается как счастливая,
беззаботная, полная приключений и открытий жизнь.
Дошкольное детство играет решающую роль
в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах
жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей
развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации
осуществления образовательного процесса в музыкальной деятельности, как в
условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Восприятие
музыкальных образов у детей в возрасте от 3 до 4 лет происходит в
«синтезе искусств» при организации «практической деятельности» (проиграть
сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух:
ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны
(громко-тихо, высоко-низко и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный
анализ (заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в
ритме).
В возрасте 3-4 лет необходимым
становится создание условий для активного экспериментирования и практикования
ребёнка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта.
Манипулирование музыкальными звуками и игра с ними позволяют ребёнку начать в
дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах. В этот период, прежде
всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной
отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное
произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную
интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения.
В
возрасте от 4 до 5 лет дети
начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать
музыкальные образы, эмоционально откликаться на художественные произведения,
произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью
образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.
У
детей 4-5 лет активнее проявляется интерес к музыке. Дети не только
эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлеченно
говорят о нем (о характере музыкальных образов и повествования, средствах
музыкальной выразительности), соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная
память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии. В
этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются
при восприятии музыки. Приоритетными задачами являются развитие умения
вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее.
В
музыкальной деятельности детей от 5 до 6 лет происходит существенное
обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о
видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и
средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются
эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения,
проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети
более сосредоточенны и внимательны. Общее развитие ребёнка на шестом году
жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают
положительное влияние на развитие слуховой активности. На шестом году жизни у ребёнка совершенствуются процессы высшей
нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать
простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Он осмысленнее
воспринимает музыку, способен охарактеризовать прослушанное произведение.
Развитие познавательных интересов у детей от 6 до 7 лет приводит к
стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания
музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Художественно-эстетический опыт
позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в
произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически
оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники
начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений
музыкального искусства.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.05.2025
Дата обновления: 22.05.2025
Дата публикации: 22.05.2025