Развитие мелкой моторики рук
15.05.2024
«Источники творческих способностей
и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в
детской руке,
тем умнее ребёнок».
С введением Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ
рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как
самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути
непрерывного образования в жизни человека.
Проблема развития мелкой
моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном
стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе
завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного
развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития
становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что
способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Новые образовательные
программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на
основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть,
на практике мы получили более игровой и разносторонний подход, приветствующий
максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического
взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие
собственного потенциала каждого ребёнка.
Мелкая (тонкая) моторика
рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и
кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают
большое влияние на процесс обучения ребенка.
В быту нам ежеминутно
приходится совершать действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать
шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении
письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности,
зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с
развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции,
расположены очень близко друг от друга.
Именно в дошкольном
возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому
моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты
на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него
сложности.