"Роль семьи и детского сада в формировании трудовых навыков у детей дошкольного возраста". 2024г.

02.05.2024

Высоко оценивая значение труда, великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал, что без определенной деятельности, без личного участия, в каком либо труде, человек теряет не только физические силы, но и снижается его нравственность. Бездеятельность, по мнению Ушинского, является одной из причин хулиганства среди детей.

Трудовое воспитание способствует всестороннему развитию детей. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится точно и быстро выполнять порученное дело. Человек, воспитанный в труде, никогда не растеряется в жизни, всегда сумеет побороть затруднения на своем пути.

Трудовое воспитание предусмотрено Основной Образовательной программой детского сада. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:

- развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений группы и участка и прочее) и трудовые навыки;

- воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;

- приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку.

Систематическая и планомерная работа по трудовому воспитанию осуществляется на всех этапах дошкольного детства.

Трудовым воспитанием занимаюсь с детьми младшего возраста. В своей работе использую поручения, дежурства и общий, совместный, коллективный труд. 

Поручения могу давать одному ребенку или нескольким детям, они могут быть единичными или повторяться регулярно. Особенно если знаю, что поручение ребенку нравится и хорошо получается его исполнять. Это поднимает ему самооценку и укрепляет уверенность в себе. 

Дежурства - это труд одного или нескольких детей на пользу группы. Дети по очереди помогают помощнику воспитателю накрывать на стол к завтраку и обеду, поливать цветы или раскладывать пособия к занятию. Дети, которые дежурят, становятся более ответственными, заботятся об окружающих людях и природе.

Использую в своей работе еще одну форму трудового воспитания - коллективный труд. Учимся договариваться друг с другом, разделяем обязанности.

Одно из основных средств трудового воспитания - это собственный труд детей. Если ребенок будет только наблюдать за работой взрослых, успеха это не принесет.

Непосредственное участие в какой-либо деятельности даст детям больше знаний и поможет привить привычку трудиться. 

Для успешной организации хозяйственно-бытового труда оборудую уголки дежурных, природы, приобрели детский инвентарь для труда на участке. Осенью дети  собирают в ведерочки сухие листья, зимой – счищать снег с дорожек. Сначала я показываю, как это делается, а затем дети трудятся самостоятельно. Детей, у которых не получается, я обучаю  индивидуально.

Для расширения представления у ребенка о трудовой деятельности, я знакомлю с работой взрослых. Рассказываю о том, как производят какой-то продукт или знакомлю с представителем какой-либо профессии. 

Широко применяю  художественные средства трудового воспитания: музыка, литература, изобразительное искусство. С помощью книг, песен и картин у ребенка формируется образное представление о разных видах деятельности, а также воспитываются высокие нравственные качества. 

Современные дети не могут одеваться и раздеваться, самостоятельно есть, убирать вещи, игрушки на место, застегивать и расстегивать пуговицы, поэтому воспитателям приходится уделять трудовому воспитанию значительное время, так как дети 3-4 лет вполне могут овладеть определёнными навыками самообслуживания. Поэтому я большое внимание уделяю навыкам самообслуживания  с двух лет.

Так, постепенно усложняя деятельность, ставя перед детьми разные задачи, детей учу пользоваться орудиями труда, закрепляю последовательность выполнения действий, формирую трудовые навыки.

Трудовое воспитание дошкольников должно подкрепляться работой в семье. Если в детском саду ребенка приучают к труду, а дома делают все за него, ребенок вряд ли чему-то научится. 

Хочу такой сайт

Трудовое воспитание в семье не требует специальных навыков. Можно привлекать ребенка к простым домашним делам: например, попросить вытереть стол или застелить постель. 

В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудовых навыков.

При приучении детей дошкольного возраста к труду важны 2 фактора.

1. Пример родителей. Ребенок как губка впитывает все, что его окружает и если он видит, что родители ежедневно трудятся, ухаживают за домом и приусадебным участком, ребенка будет легче и проще приучить делать то же самое. Интерес к трудовой деятельности взрослых и желание в нем участвовать появляется у ребенка очень рано, в два-три года. И если взрослые учитывают возможности ребенка, то возникает гармония взаимоотношений.

2. Мотивация. При воспитании детей очень важен момент мотивации, но многие родители начинают ошибочно мотивировать детей сладостями, деньгами или иными ценными для ребенка вещами. При таком подходе можно столкнуться с ситуацией, когда без вознаграждения ребенок вообще ничего не захочет делать. Правильная мотивация это похвала. Хвалите своего ребенка, говорите ему, какой он хороший помощник и что без него вы бы никогда не справились. И самое главное никогда не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, помогите ему и обязательно похвалите. Ребенок должен трудиться не только потому, что его труд приносит ему радость и удовлетворение, но и постепенно постигать истину о том, что его труд нужен другим.

Приучить  к труду детей необходимо не зависимо от пола и возраста, научить ребенка  выполнять в семье посильную работу, прививая им нужные навыки. Детей необходимо обучать всякой работе. Отец и мать, которые растят белоручек, не приучают своих детей работать в домашнем хозяйстве (мол, сами научатся, когда станут взрослыми), - неправильно понимают любовь к ребенку. Любить детей  - это не значит отстранять их от труда. По-настоящему любят своих детей те родители, которые заботятся о всесторонней подготовке их к жизни.

Системно веду работу с родителями в области трудового воспитания. Провожу родительские встречи и объясняю, что труд позволяет ребенку реально ощутить свою причастность  к жизни семьи, ощутить себя членом семейного коллектива. При этом создаются возможности для воспитания у него многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности и др.

Так же знакомлю родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, с требованиями детского сада к формированию у ребенка трудовых навыков. Раскрываю перед родителями важность своевременного приобщения детей к труду, воспитания навыков самостоятельности, роль благоприятных для этого возрастных возможностей ребенка (активность и подражательность).

На родительских собраниях, в беседах и консультациях использую метод проблемных педагогических ситуаций. Подобный метод стимулирует потребность размышлять над различными ситуациями, искать решение тех или иных педагогических задач, активнее использовать на практике имеющиеся знания. Родители начинают критически оценивать собственную воспитательную деятельность, учатся понимать ребенка.

Проводим дни открытых дверей. Это дает возможность родителям познакомиться с повседневной жизнью детского сада, его правилами и традициями.

    Привлекаю родителей к участию в конкурсах, в акциях, проводимых в детском саду. Например, «Символ года», «Что нам осень принесла», «Новогодняя елка», «Собери макулатуру – сбереги дерево» и др.  Привлекаю родителей к помощи по благоустройству помещений и участков. Летом родители помогли заполнить песочницы песком, участвовали в изготовлении и покраске оборудования на участке. 

Коллективный труд, который видели дети, содействовал у них нравственному воспитанию. У них появлялось чувство радости, когда папа или мама помогали детскому саду., желанию у них активно трудиться.

Моя важная задача – повысить заинтересованность родителей и активизировать их участие в родительских собраниях.

Очень важную роль в педагогическом просвещении играет «Уголок родителей». Материал для этого оформляю красочным, эмоциональным. Оформляю фотовыставки.

Такое взаимодействие дает возможность родителям увидеть, какая работа проводится с детьми в ДОУ, а также делиться собственным опытом трудового воспитания в семье.

Привлекаю родителей к участию в подготовке и проведении праздников, досугов, что обеспечивает развитие взаимоотношений между родителями, детьми и мной через эмоциональное общение, посредством включения взрослых в совместную деятельность.

 Рекомендую литературу для детей, тексты стихов и загадок, поговорок и т.д.

 Все эти формы работы позволяют активно привлекать родителей к жизни детского сада, делать их равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Систематическая работа с родителями позволяет добиваться хороших результатов в трудовом воспитании.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».