24.11.2024
Картотека «Дидактические игры по развитию речи
детей дошкольного возраста».
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.
Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение.
Основные задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни. Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр.
Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения.
Цель: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
1.Игра «Один – много».
Задачи: Упражнять детей в образовании множественного числа.
Игра может усложняться. Воспитатель говорит предложение, где подлежащее в единственном числе, а дети должны сказать это же предложение уже во множественном числе.
Эта игра может проводиться по любой теме. Воспитателю надо подобрать лексический материал по теме, над которой работают.
2. Игра «Что лишнее?»
Цель: Совершенствовать доказательную форму речи.
Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: кошка, собака, корова, воробей, лошадь).
Нужно посмотреть внимательно и сказать, какая картинка лишняя и почему?
Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д.
3. Игра «Назови одним
словом»
Цель: Развитие памяти, внимания, мышления, сообразительности, речи.
Формирование умения классифицировать предметы. Воспитание выдержки, интереса к игре, умения выполнять правила игры. Расширение кругозора.
Варианты игры:
1. С одним ребенком. Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке? (синица, курица, гусь, голуби) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».
2. С группой детей. Ведущий показывает карточку, а дети стараются назвать первыми, что (кто) на ней изображено.
4 Игра «Расскажи по
мнемотаблицам сказку»
Задачи: Учить пересказывать русские народные сказки с помощью мнемотаблиц. Закреплять умение детей отвечать на вопросы и отгадывать короткие загадки. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, к художественной литературе. Развивать связную речь, мыслительную активность. Учить детей отвечать на вопросы, опираясь на наглядность.
1) нaчинamь мoжнo с oднoй-двуx скaзoк, пoсmeпeннo увeличивaя иx кoличeсmвo;
3) пpeдлoжиme peбeнку paссмompemь игpoвoe пoлe, oбсудиme изoбpaжeнную нa нeм скaзку;
4) нaйдиme всe нужныe для дaннoй скaзки кapmoчки и paзлoжиme иx в xpoнoлoгичeскoм пopядкe нa игpoвoe пoлe;
5) paсскaжиme скaзку пo кapmинкaм (вмeсme с дemкaми пoмлaдшe, дemкaм пoсmapшe пpeдлoжиme paсскaзamь сaмoсmoяmeльнo).
5 Игра «Опиши предмет
по схеме»
Задачи: формирование умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов; развитие обобщённых представлений о построении рассказа-описания предмета; овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа;развитие умения обобщать, сравнивать, противопоставлять.
"Расшифруй знаки-символы". Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов.
«Исправь ошибку». Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме и последовательно объясняет содержание условных изображений, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения.
"Покажи правильный символ". Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство.
Например, "Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве". Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.
Составление рассказа-описания педагогом.
Педагог даёт детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, педагог последовательно показывает на схеме-карточке клеточки.
При составлении описательных рассказов по опорным схемам, педагогу необходимо обращать особое внимание на:
- полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;
-логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);
- связность текста (правильность согласования слов в предложении);
- образность (использование средств лексической выразительности);
6. Игра «Сказки на
липучках».
Весёлые липучки заинтерисуют любого малыша. Картинки на липучках можно многократно отлеплять и прилеплять. Альбом напавлен на расширения кругозора, мелкой моторики, развития речи. В процессе игры ребёнок должен подобрать для каждого персонажа своё место и прикрепить его на липучку. Также ребёнок может эксперементировать и размещать персонажей на разных карточках.
Задачи:
1. Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.
2. Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.
3. Развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление.
4. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.
5. Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
6. Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы.