28.11.2024
«Значение
дидактической игры в развитии связной речи»
ФИО:
Ефимова
Ирина Александровна
Должность:
Воспитатель
Место
работы: МАДОУ детский сад «№39 «Малышок»
Дошкольное детство -
короткий, но важный период становления и развития ребенка, возраст активного освоения
речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Формирование правильной речи является
одной из основных задач дошкольного образования.
Игра - основной вид
деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое
развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.
Только в игре осваиваются правила человеческого общения.
Многие ученые отмечают
важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический
опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.
Цель работы:
создание условий для развития связной речи дошкольников через дидактические
игры.
Достижение поставленной цели
осуществлялось решением следующих задач:
1.
Развивать связную речь посредством
дидактических игр;
2.
Формировать игровые умения, развитые формы
культуры игры;
3.
Развивать интерес к дидактическим играм;
4.
Способствовать активному общению со
сверстниками и социализации.
Для решения поставленных
задач я выделила основные направления деятельности:
1. Создание развивающей предметно -
пространственной среды, для развития связной речи дошкольников через
дидактические игры.
2. Организация работы с детьми с помощью
дидактических игр.
3. Взаимодействие с педагогами ДОУ, с
родителями дошкольников.
Свою работу я начала с
изучения теоретического материала по развитию связной речи детей дошкольного
возраста, различных пособий по дидактической игре. Затем я оформила картотеку
дидактических игр по звуковой культуре речи, по расширению словаря детей, формированию
грамматического строя речи, развитию связной речи детей. В последующем я
сделала подборку дидактических игр по трём комплексам, в каждом из которых
решались свои задачи развития связной речи детей. Развитие связной речи
неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и
активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания
звуковой культуры.
Создание
развивающей среды в группе.
Учитывая то, что главной
деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в
группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, художественного творчества,
сенсорный уголок, музыкально –театрализованный уголок.
Речевой уголок имеет художественную
литературу, пособия, картотеки: дидактических игр по ЗКР пословиц и поговорок,
считалок, русских народных подвижных игр, предметные картинки, сюжетные
картинки, карточки с заданиями, материал по звуковому анализу слов,
дидактические игры, игры, сделанные своими руками, мнемотаблицы, много игр на
дыхание, артикуляцию, на звукопроизношение, на развитие фонематического слуха.
Предметно - развивающую
среду регулярно пополняла и обогащала согласно с возрастными особенностями
детей.
В
своей работе использовала дидактические игры в разных видах деятельности:
- в
непосредственно образовательной деятельности;
- в
приобщении детей к художественной литературе;
- в
обучении правильному произношению;
- в
беседах;
- в
наблюдениях;
- в
подвижных играх;
- в
театрализованной деятельности;
- в
играх на развитие мелкой моторики;
- в
режимных моментах;
- в
минутках по безопасности.
Все знания, которые дети
получали на занятиях, в ходе бесед, на прогулках, вне занятий, в свободной
деятельности, закреплялись в дидактических играх.
Взаимодействие
с семьями воспитанников.
В своей работе
взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей я осуществляю в
таких формах как: беседы, консультации («Что должен уметь ребенок к 6, 7
годам?», «Дидактическая игра - как средство развития речи детей дошкольного
возраста», «Развитие речи детей с помощью дидактических игр», «Роль родителей в
развитии речи детей», буклеты «Дидактическая игра и развитие речи детей»,
«Рекомендации родителям по развитию речи».
Взаимодействие
с педагогами ДОУ.
Участвовала в педагогической
встрече педагогических работников детских садов в формате «Педагогическая
копилка», где представила свой опыт работы по данной теме.
На основании использования
дидактических игр как средства развития связной речи детей можно сделать
следующий вывод: правильно подобранная дидактическая игра создаёт условия для
расширения и обогащения словарного запаса, связной речи детей, развитию
фонематического слуха, развитию слоговой структуры речи, включает дошкольников
в образовательную деятельность, выступает как средство всестороннего воспитания
и развития личности ребенка.