«Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».
22.09.2025
Консультация для родителей на тему:
«Значение развития мелкой моторики
рук для детей младшего дошкольного возраста».
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие
и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных
действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у
детей имеет большое значение. Развитие мелкой моторики у детей напрямую
определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно
с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать
ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь
между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой
моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить. Учеными доказано, что
развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из
показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному
обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты
внимание, память, связная речь. К сожалению, в последнее десятилетие во всём
мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и
проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо
меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и
одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами,
крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и
крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется
сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного
процесса зашнуровование ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит,
что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий,
а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются
проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны. Развитие мелкой
моторики оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев,
стимулирует речевые зоны головного мозга. Мелкие мускулы детской руки
развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения – это не обязательно письмо.
Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку,
самообслуживание, участие детей в домашних делах, ежедневная гимнастика,
пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех занятий, которые можно
организовать в каждой семье.
Для достижения
поставленной цели нужно соблюдать определенные правила:
ü Занятия должны напоминать
игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то интересную историю
или сказку.
ü Игры
и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно
помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
ü В ходе игры больше
разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
ü
Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом.
А также искренне покажите, что вам это тоже приносит большое удовольствие.
ü Нельзя заставлять
маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не
лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
ü
Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему
ребенку.
ü Старайтесь перепробовать
как можно больше разных способов развития мелкой моторики.
ü Ни в
коем случае не занимайтесь всем сразу.
ü Не
забывайте хвалить малыша за каждый успех – критика в этом деле не допустима! ü Контролируйте время – оно
для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
ü Не
ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии! Постарайтесь, чтобы в
дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее: ü рисовать, используя в
изображении мелкие детали;
ü
раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
ü
вырезать крупные многоугольные фигуры;
ü
лепить из пластилина мелкие детали;
ü застегивать и
расстегивать пуговицы;
ü
одеваться и обуваться;
ü
шнуровать обувь, завязывать шнурки, застегивать молнии;
ü
наливать в чашку молоко из пакета;
ü
умываться и чистить зубы.
Помните, что любой процесс
обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и
любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте
его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается
ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном
процессе!