«Возможности и потребление интернет ресурсов в музыкально-образовательной деятельности»

14.03.2022

«Возможности и потребление интернет ресурсов в музыкально-образовательной деятельности»

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. Более того, в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание  «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами)», владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами». Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером, интернет-ресурсами и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.

   1.  Образование может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, интернет ресурсы, опираясь на особенности современных детей. Создавая такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворит свою потребность к самореализации. Важным аспектом в работе музыкального руководителя становится владение компьютерными программами для работы с аудио и видео редакторами для создания презентаций, фильмов. Систематизация и закрепление материала происходит с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах. В основе современных технологий музыкального воспитания ребенка лежит коллективная деятельность, объединяющая: игру на детских музыкальных инструментах, танец, пение, озвучивание сказок, ритмизированную речь, пантомиму, импровизированную музыку и театрализацию. Все они имеют свои разновидности.                                                                                                                 В своей работе широко использую мультимедийные презентации, что дает возможность оптимизировать педагогический процесс, повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.   Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.  

     Осваивая детские мультимедийные презентации, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы детей старшего дошкольного возраста значительно повышается.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:     • дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;               • у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;                                        • полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

• презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).                                                                           •Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи.

   Мультимедийная презентация может включаться в любой раздел  музыкального занятия.

    Так, например в разделе СЛУШАНИЕ

Для того, чтобы дети лучше воспринимали музыку, стараюсь подбирать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующими музыкальному образу или герою характером музыки. 

Презентации позволяют за короткое время занятия охватить огромный временной период культуры одной или нескольких стран. Они способны не только прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, но и развивать способности сравнивать, сопоставлять произведения искусства различных эпох и стилей; проводить проверку знаний произведений композиторов и художников и умения определять их творческий почерк; расширить рамки работы с увлеченными искусством детьми.  Предложить детям придумать рассказ, соответствующий характеру музыки и просмотренному ролику, также выразить свои впечатления в рисунках, которые они принесут на следующее занятие. Послушать пьесу ещё раз.

 В разделе ПЕНИЕ: также можно продемонстрировать моно схемы правильного пения, посмотреть  картинки или ролики о чем поется в песне, или как ее исполняют другие дети. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.  

 В разделе ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНАХ: также применяются видеоролики для младшего и старшего возраста с увеличением образовательной нагрузки по возрасту. Дети с удовольствием ожидают музыкальные занятия не только, чтобы посмотреть фрагменты из любимых мультфильмов, но чтобы вместе пофантазировать, придумать интересные рассказы, придумать движения соответствующие характеру музыки, сочинить маленькую миниатюру и сыграть её на музыкальных инструментах. Собственное детское творчество создает атмосферу радости, формирует личность.  На детских утренниках применяются красочные презентации, сделанные на основе интернет ресурсов.

 2. Не менее важным аспектом деятельности музыкального руководителя является взаимодействие с семьями воспитанников. Современные родители грамотны, информированы.  Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

 Если раньше родители наших воспитанников получали информацию о развитии и воспитании детей в уголках для родителей со стендов, папок-передвижек, ширм,  то сегодня, родители отдают предпочтение другим источникам, которые так щедро дарит им интернет.Хочу такой сайт

Современные родители дошкольников являются участниками различных Интернет-сообществ, тематических порталов, сайтов и других Интернет-ресурсов. Поэтому наряду с традиционными формами организации эффективного взаимодействия семьи и ДОУ актуальны инновационные интерактивные формы на основе использования ИКТ-технологий.

Преимущества их использования  во взаимодействии с семьями дошкольников заключается в следующем:

• минимизация времени доступа родителей к информации;      • возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;                                                                       • индивидуализирование подачи информации                         • расширение информационных потоков,

• информация изучается родителями в удобное для них время,

• оперативное получение информации родителями;                • оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

.Интернет-это очень выигрышный канал для сотрудничества. Несмотря на обилие используемых форм взаимодействия с семьей, я  использую официальный сайт нашего детского сада, на котором веду свою страничку музыкального руководителя. на ней дается информация по праздникам, печатаются консультации для родителей на разные актуальные темы. В период Пандемии «Ковид» были разработаны занятия с детьми в очень доступной форме. Обратная связь предусматривалась на сервере  WhatsApp.   Родители присылали отчеты, как дети играли на музыкальных инструментах, как пели, танцевали, рисовали рисунки на прослушивании музыкальных произведений.

      Также  используются  презентации при проведении родительских собраний,  мастер-классов. 

    

3. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет – это массовый и оперативный источник информации. Педагог  может найти различную информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, значимость информации в сети Интернет именно в том, что всегда можно воспользоваться, если это необходимо, самой свежей информацией. На сайтах создаются электронные библиотеки, где каждый педагог может посмотреть конспекты, сценарии праздников в педагогических копилках, подобрать необходимую статью для папок-передвижек и консультаций, нужную и полезную информацию для общего развития, самообразования, подобрать различные виды дидактических игр и упражнений для занятий. А так же практически на всех сайтах имеются нужные и полезные ссылки. На некоторых сайтах уже помещены обучающие мультимедийные презентации на различные темы. Это очень хорошее подспорье когда  недостаточно времени на их создание, но они являются одним из современных технологий, которые несут яркую и доступную информацию. 

На данный момент существует большое количество сайтов, педагогических сообществ посвященных дошкольному образованию. На таких сайтах можно найти готовые конспекты занятий, статьи, упражнения, аудио, медиа файлы, презентации. Пользуясь сайтами www.solnyshko,  

www.maam.ru. nsportal.ru  vk.com  www.youtube.com   infourok.ru  

    4.   Еще одно из направлений работы по самообразованию с помощью интернета являются дистанционные курсы повышения квалификации.      Главное достоинство этой  формы самообразования это возможность пройти их в удобное для педагога время и возможность выбора темы по наиболее актуальным вопросам для педагога. Есть и недостатки такой формы самообразования – это то, что чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе и документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации. Но не смотря на недостатки это направление очень удобно для самообразования. Так я прохожу Вебинары, курсы, мастер-классы, онлайн-семинары.  Еще одна возможность, которую дает нам интернет - это размещение материалов в сети Интернет. Возможность разместить свои разработки, методики, статьи, дидактический материал в сети позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. Следующая возможность интернета для самообразования – это участие в профессиональных конкурсах. Сегодня педагог получил возможность заявить о себе, участвуя в многочисленных конкурсах регионального и федерального уровня, отправляя свои работы по электронной почте. 

     Резюмируя всё сказанное мы можем сделать вывод, что использование в  процессе  музыкального  занятия мультимедийных средств способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, памяти, обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Интернет-ресурсы для педагогов, родителей– это  кладовая информации. В современном мире сайт становится визитной карточкой любого педагога, электронным портфолио. Он может решить множество проблем связанных с процессом развития дошкольников: -необходимость безбумажного общения родителей и педагогов.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».