17.09.2023
Консультация для
родителей.
Возрастные особенности
детей 2-3 лет.
Цель: повысить
компетентность родителей о возрастных особенностях детей 2-3 лет.
Раннее детство - период
бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари.
К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые,
называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей
достигает - до 200-300, а к трём - до 1500 слов.
В развитии психических функций детей 2-3 лет
доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной
ситуацией, всё их поведение импульсивно. В этом возрасте малыш еще не может
управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью
непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны,
его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при
условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети
усваивают способы действий с разнообразными предметами.
Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма
самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале.
Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение
«Я».
Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их продвижение в
когнитивном, личностном и социальном развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3
лет копируют многообразные виды обращения людей с предметами в различных
социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы общения, а
также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр подготавливаются к
участию в общественной жизни.
Окружающая ребенка среда должна быть простроена таким образом, чтобы поощрять стремление ребенка к
самовыражению, игровой деятельности.
С этой целью необходимы различные материалы для игр:
– строительные блоки, кубики, мозаики, вкладыши и
другое оборудование для развития мелкой и крупной моторики, пространственного
видения.
Тренировка тонкой пальцевой моторики — мощное
физиологическое средство, стимулирующее: развитие речи; обострение тактильных
возможностей ребенка; – тренировку мускульной памяти, внимания, координацию
движений; развитие воображения, самовыражения, творческих способностей,
эмоционального мира;
Этот период в жизни ребенка требует разнообразных
игрушек, необходимы:
– настольно-печатные игры, мозаика, игры-головоломки,
сборные игрушки, конструкторы;
– принадлежности для сюжетно-ролевых игр (домашняя
утварь, транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и
кассы);
– книги и дидактические материалы.
В этом возрасте Вашему ребенку важно:
• Много двигаться, потому что через движение он
развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
• Освоить мелкие движения пальчиков через игры с
мелкими предметами, потому, что развитие мелкой моторики у детей напрямую
связано с развитием мозга и речи.
• Как можно шире осваивать речь, поскольку она
помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У
ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество
произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
• Играть, поскольку именно в игре начинают активно
развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление,
память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы
взаимодействия.
• Продолжать выстраивать отношения со взрослыми.
Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них
настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от
взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения
почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для
ребенка особого интереса, дети «играют «рядом, но не вместе».
• Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него
что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи
весьма эффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
• Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то
выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует
соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный
момент. Ему хочется всего и сразу.
• То, что происходит прямо сейчас. Ребенок
эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не
способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или
радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.
Вам как его родителям важно:
• Понимать, что энергичный и активный ребенок — это
естественно, хотя временами утомительно. Поэтому Вам нужно быть готовыми к
этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш
мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет
прекрасно, если именно Вы хотя бы иногда будете его партнером по игре. •
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами,
крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по
ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
• Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки,
книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны
периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок
вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
• Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По
возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности,
поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и
заявить.
• Помнить, что соблюдение разумной безопасности не
должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша
родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего
ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через
постоянное исследование нового.
• Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое
восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки
апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
• Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным
вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у
ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны.
Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного
расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным
возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни
ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений.
Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более
глубокие отношения. Изменение позиции ребенка – новая позиция «Я – САМ»,
возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых
своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются,
его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у
ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со
взрослыми (и никогда – со сверстниками).
Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в
поведении:
1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само
действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу
взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо
противоположное тому, что ему сказали.
2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает
на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об
этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
3. В переходный период может появиться строптивость.
Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему
предлагают и делают другие.
4. Разумеется, ярко проявляется тенденция к
самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это
положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает
дополнительные конфликты со взрослыми.
5. У некоторых детей конфликты с родителями становятся
регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми.
6. Интересная характеристика кризиса 3 лет –
обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было
привычно, интересно и дорого. Ребенок может, например, отбросить или даже
сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя.
• Помните, что, как и всякая революция, этот период не
длится вечно, и исход его зависит не только от Вашего ребенка, но и от зрелости
Вашей позиции.
Что делать, если ребёнок упрямится?
Не придавайте большого значения упрямству. Примите к
сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь во время
приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете,
как он страдает. Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему ребенку.
Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас
понять. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет»,
оставайтесь и дальше при этом мнении.
Как преодолеть капризы?
Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими
могут быть:
• Нарушения режима дня
• Обилие новых впечатлений
• Плохое самочувствие во время болезни
• Переутомление (физическое и психическое).
Преодолеть капризы можно, если:
• Все члены семьи будут иметь единые требования к
ребенку.
• Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова
«нельзя».
• Научат ребенка хотеть, т. е. вырабатывать
настойчивость в достижении цели.
• Будут развивать у ребенка самостоятельность в
совместной со взрослыми деятельности.
Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка
трех лет:
По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет,
можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается
мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса
возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис
трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий
переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если Вы увидели, что очень резко
изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную
линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях,
расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему
самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не
соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места,
чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по
несколько раз в день перепроверяет Вас: действительно ли то, что Вы запрещаете
ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть маленькая возможность
«можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, у бабушек, дедушек.
Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и
наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка
наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое его желание
как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то
отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно
понять. И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь
это Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя
самостоятельным, подражает Вам. Поэтому когда желания ребенка намного
превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех
лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, Ваш ребенок не хочет
кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на
стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша,
как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить
его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя,
играя, вместе с мишкой съедает полностью обед. В 3 года самоуважению ребенка
льстит, если Вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города,
просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа
шариковых ручек, для письма. Для нормального развития малыша желательно во
время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что
рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.
Как не надо вести себя родителям во время кризиса
ребенка трех лет:
• Постоянно ругать и наказывать ребенка за все
неприятные для Вас проявления его самостоятельности;
• Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не
пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может
повыситься чувство ответственности;
• Не приучать малыша к легким победам, давая довод для
самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И
в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним,
противодействуя ему во всем, – это приведет чуть позже или к безразличию во
всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.