Пояснительная записка к учебному плану МАДОУ «Детский сад №39 «Малышок» 2023-2024 учебный год Учебный план МАДОУ №39 является нормативным актом, регламентирующий организацию образовательного процесса в ДОУ с учетом наглядно-методического обеспечения, кадрового обеспечения; устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный план МАДОУ № 39 на 2023-2024 учебный год разработан в соответствие с нормативными документами: - Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования»; - «Санитарно - эпидемиологическими требования воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 2.4.3648-20, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28,(зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2020 № 61573), (далее – СанПиН 2.4.3648-20); - «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» СанПиН 1.2.3685-21, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2,(зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2021 № 62296), (далее – СанПиН 1.2.3685-21); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»; - Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования » Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г. № 08-249; - Устав МАДОУ № 39 - Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015г, № 2/15) - основной образовательной программой МАДОУ № 39 Учебный год начинается с 1 сентября 2023 г. и заканчивается 31 мая 2024г. ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10-ти часовое пребывание воспитанников. В 2023-2024 учебном году в ДОУ функционирует 8 общеобразовательные группы, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами. Группа раннего развития А и Б (дети от 2 до 3 лет)- две группы Младшая группа А и Б (дети от 3 до 4 лет) – две группы Средняя группа (дети от 4 до 5 лет)- одна группы Старшая группа (дети от 5 до 6 лет)- одна группа Подготовительная к школе группа А и Б (дети от 6 до 7 лет) – две группы В МАДОУ организован логопункт , состав которого сформирован на основе заключения территориальной психолого- медико-педагогической комиссии ( ПМТК) и ППк ДОУ. Логопункт посещают дети с нарушением речи и заикания в пределах 25 человек. Учителем-логопедом ведутся индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения. Годовые задачи на 2023-2024 учебный год: 1.Обеспечить реализацию мер , направленных на повышение качества, профессиональное развитие педагогов, образовательных условий в ДОУ и механизмов управления качеством дошкольного образования. 2.Продолжать развивать творческий потенциал детей через организацию работы по художественноэстетическому развитию с использованием педагогических технологий. 3.Повысить эффективность работы , невправленную на формирование и совершенствование всех компонентов связной речи через игровую деятельность 3.Совершенствовать систему физкультурно-оздоровительной работы, направленную на оздоровление и физическое развитие детей в ДОУ. 4.Совершенствовать систему взаимодействия с семьями через участие семей в образовательной деятельности, индивидуальная поддержка детей в семье. Ожидаемый результат: Консолидация педагогического коллектива в процессе работы по решению годовых задач. Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса по реализации годовых задач. Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательной части Плана определено время на непрерывную образовательную деятельность, отведенное на реализацию пяти образовательных областей. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» отражено в режиме занятий. Занятия используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части, формируемой участниками образовательного процесса, кроме этого, в учебном плане и в календарном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для каждого возраста детей. При составлении учебного плана учитываются принципы: - принцип развивающего образования, цель которого является развитие ребенка; - принцип научной обоснованности и практической применимости; - принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников; - принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой образовательных областей; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, элементарно-трудовой, познавательно-исследовательской, конструирование, изобразительной, коммуникативной, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальной, двигательной). И их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Во всех возрастных группах организована непосредственно образовательная деятельность. Планируются занятия физкультурно – оздоровительного и эстетического цикла во всех возрастных группах и занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения, проводятся в первую половину дня с учетом дней наиболее высокой трудоспособности. МАДОУ № 39 реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования во всех группах общеразвивающей направленности. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Максимально-предельная нагрузка НОД Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию парциальных образовательных программ для детей дошкольного возраста. 2-3 года Продолжительность 8-10мин. НОД Максимальный 20мин. объем образовательной нагрузки в первой половине дня 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Не более Не более 20 Не более 25 Не более 15мин. мин. мин. 30мин. 30мин. 40 мин. 1ч.15мин. 1ч.30мин. В середине времени , отведенного на непосредственно образовательную деятельность, проводят физкультминутки. Перерыв между периодами НОД не менее 10 минут. НОД физкультурно-оздоровительного цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на НОД. Физическая культура для дошкольников проводиться 3 раза в неделю. Одно из занятии по физической культуре для дошкольников проводиться круглогодично на открытом воздухе в соответствии с примерной программой и СанПиН. В теплое время года НОД по физической культуре проводиться на открытом воздухе. Общественно полезный труд старших дошкольников проводиться в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка стола, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день. Дополнительное образование Дополнительная образовательная программа по стэп-аэробике «Шаг за шагом» Учебный план НОД № 1. Группа раннего развития Образователь ная область в недел ю в мес яц в год Младшая группа в недел ю в месяц в год Средняя группа в недел ю в мес яц в год Старшая группа в недел ю Подготовительная группа в мес яц в год в неде лю в месяц в год Обязательная часть 1.1 1.2 Познаватель ное развитие Познавательн ое развитие Речевое развитие Развитие речи Чтение художествен ной 1 4 36 1 1 4 36 1 2 8 72 2 8 ежедн евно еже дне вно 4 36 1 4 36 1 4 36 2 8 72 4 36 1 6 36 1 4 36 2 8 72 1 4 36 1 4 36 1,5 6 54 1 4 36 72 1 4 36 1 4 36 2 8 72 2 8 72 еже днев но ежедн евно ежедн евно еже дне вно ежедн евно еже дне вно еже днев но ежедн евно еже дне вно еже дне вно еже дне вно ежедн евно ежед невн о литературы Художествен ноэстетическое направление развития Музыка Художествен ное творчество - рисование - лепка -аппликация 1.4 Физическое направление Физическая культура в помещении Физическая культура на прогулке Всего по обязательно й части Фактическая нагрузка обязательной части программы % 1.3 «Юный эколог» Николаева С.Н И.Каплунова «Ладушки» «Цветные ладошки» И.А. Лыкова «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В. Куцакова И.А.Лыкова « Мир без опасности» О.С. Ушакова «Развитие речи» Всего ЧФУ программы Фактически ЧФУ программы % Итого НОД с учетом ЧФУ в неделю 1 8 72 2 16 144 2 8 72 2,5 0,5 2 18 1 4 36 1 4 36 1 0,5 2 4 8 36 72 0,5 0,5 2 2 2 8 18 18 72 0,5 0,5 2 2 2 8 18 18 72 0,5 0,5 0,5 3 2 8 72 2 8 72 2 8 72 6 24 216 6 24 60% 216 7 60% 1 26 234 20 180 2,5 10 90 36 1 4 36 2 2 2 12 18 18 18 108 0,5 0,5 0,5 3 2 2 2 12 18 18 18 108 2 8 72 2 8 72 1 4 36 1 4 36 8 32 288 8,5 34 306 4 60% 61% 61% Часть формируемая участниками образовательного процесса 1 9 1 2 18 1 4 36 1 4 36 1,5 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 1,5 4 36 1 4 36 1 4 36 1,5 6 54 1,5 6 54 1 4 36 0,5 4 36 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 - - 0,5 2 18 1 4 36 5 20 180 5,5 22 198 4 16 144 4 40% 10 40 16 144 4 40% 360 10 40 16 144 40% 360 10 40 39% 360 13 52 36 39% 468 14 126 504 Примечание: Восприятие художественной литературы ,самообслуживание, элементарный бытовой труд, игровая деятельность осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности Учебный план (план непрерывной образовательной деятельности) Физическое развитие Познавательное развитие Базовый вид деятельности Группа раннего возраста Физическая культура в помещении Физическая культура на воздухе Ознакомление с окружающим/ ознакомление с предметным и 2 раза в неделю 1 раз в неделю Дошкольный возраст (3-4) 2 раза в неделю 1 раза в неделю Дошкольный возраст (4-5) 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели Периодичность Дошкольный возраст (5-6) 2 раза в неделю Дошкольный возраст (6-7) 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в неделю Речевое развитие Социальнокоммуникативн ое развитие Художественноэстетическое развитие социальным миром Развитие математических представлений Развитие речи Чтение художественной литературы Формирование основ безопасности/социальн о-нравственное, патриотическое воспитание Рисование Лепка Аппликация Музыка Итого 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 1 раз в неделю - Ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 10 10 10 13 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 14 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Образовательная деятельность в ходе режимных моментов ежедневно Чтение художественной литературы Дежурства Прогулки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Игра ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно