07.09.2020
11.01.2021
«Игры и игровые задания для
развития речи детей дошкольного возраста»
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын
или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на
поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал
себя свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно
сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов,
порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к
школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе
влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи,
нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию
внимания, нарушения словесно - логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок
овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он
погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения
грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам
хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали
для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь
от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Развитию
грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно
в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что
надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не
поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот
что необходимо ребёнку.
Играя с ребёнком, будьте
дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не
скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он
обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы
при неудачах.
Игры:
1.«Четвёртый
лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и
объяснить почему.
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
2.
«Посчитай». Считаем всё, что можно
посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока,
три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно
красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблок и т.д.
3.«Скажи
наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а
ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день-
…, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …,
богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
4.
«Подбери слово».
Ребёнку предлагается подобрать слово на
какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р:
«Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос,
ананас…)
5.
«Большой - маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково,
н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и
т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а
могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
6.
«Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить.
Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на
грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки,
н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его
кладут в салат. (Помидор)
7.
«Назови, какой…». Образование
прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок
- яблочное и т. д.
8.
«Подумай и ответь».
Предлагайте детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или
деревьев?
9. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба -
… Огурец - овощ. Ромашка - …
10.
«Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они
развивают память и мышление.
11.
«Расскажи сказку». Читайте
детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте
картинки по сказкам.
Рекомендации
Для того чтобы
речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько
условий.
• Не старайтесь ускорить ход естественного
речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры,
упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребёнком следите за своей
речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно,
при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты,
встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не
злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи
ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте
чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее
-тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
• Если ребёнок торопится высказать свои
мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не
спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Желаем успехов!
03.12.2020
Просмотров всего: , сегодня:
11.09.2020
Просмотров всего: , сегодня: